Что делать родителям, у которых ребёнок «белая ворона» в школе
Содержание
- 1 Что делать родителям, у которых ребёнок «белая ворона» в школе
- 1.1 Что делать родителям, у которых ребёнок «белая ворона» в школе
- 1.2 Почему онлайн-игры — отстой?!
- 1.3 Sorry, I don’t speak London: трудности перевода
- 1.4 9 причин, почему школьники ненавидят физкультуру
- 1.5 ПризрОк как символ спокойствия
- 1.6 За что дети ненавидят школу?
- 1.7 Почему все ненавидят «попсовые» игры, но продолжают в них играть
- 1.7.1 1. Популярность как причина ненависти
- 1.7.2 2. Ничего не понятно и никто не объясняет
- 1.7.3 3. Игры одинаковы. На первый взгляд
- 1.7.4 4. Хорошие игры не так уж хорошо продаются
- 1.7.5 5. Люди боятся всего нового
- 1.7.6 6. Вы часто проигрываете
- 1.7.7 7. Так принято в интернете
- 1.7.8 А за что вообще ненавидеть игры?
- 1.7.9 Но почему игры популярны несмотря на ненависть?
- 1.8 Везде ли так?
- 1.8.1 Подъем по звонку
- 1.8.2 Страх неизвестности
- 1.8.3 Унынье от поездки
- 1.8.4 Вдвойне тяжкий груз
- 1.8.5 Встречи пугающие и неожиданные
- 1.8.6 Неприятное соседство
- 1.8.7 Эмоции и стрессы на уроке
- 1.8.8 Нет интереса к предмету
- 1.8.9 Отношение к учителю
- 1.8.10 Давление авторитета
- 1.8.11 Когда сравнение не в твою пользу
Что делать родителям, у которых ребёнок «белая ворона» в школе
Вместе с психологом «Домашней школы Фоксфорда» разберёмся, кто может стать изгоем, как родителям понять, что их ребёнка обижают, и как правильно выйти из этой ситуации.
- Text Link
Елена Петрусенко
Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми-изгоями и агрессорами.
«Белой вороной» может стать кто угодно: чем больше ребёнок не похож на остальных, тем выше вероятность, что другие дети с ним не подружатся или вовсе станут над ним издеваться.
Но одно дело, когда ребёнок не может найти друзей, и к нему относятся нейтрально, и другое дело — когда его травят. Буллинг, или травля, бывает разных видов. Если кого-то бойкотируют, исключают из группы, обзывают, прячут вещи, распространяют о ком-то неприятные слухи — это всё травля.
Обычно в ситуации травли социальные роли распределяются так:
- жертва — тот, над кем издеваются;
- зачинщики, обидчики — те, кто издевается;
- преследователи — те, кто подчиняются зачинщикам и, возможно, выполняют всю «чёрную работу»;
- наблюдатели — те, кто не хочет участвовать в конфликте;
- защитники — самая редкая категория: те, кто заступаются за жертв.
Почему онлайн-игры — отстой?!
Чувак, я признаю себя геймером. Борода, правда, часто шутит, что я вообще гик, но он это не со зла. Я люблю компьютерные игры и игры вообще, я помню Ultima, я играл старые квесты типа Larry Leisure Suit, Full Throttle и Grim Fandango. Я видел очень старые игры, я неплохо разбираюсь в индустрии, слежу на новинками и искренне переживаю о казуальности и упрощении игр и о том, куда идет индустрия игр в целом. А еще я считаю, что игры — это искусство, которое вполне на уровне с кинематографом и литературой, потому что игры — это и литература и кинематограф вместе с возможностью обратной связи. Задротом меня назвать сложно: я очень давно хожу в спортзал, правильно питаюсь, веду здоровый образ жизни и даже женат. Вообще, мы забываем, что задрот — это тип характера, а не человек, который любит игры, комиксы и прочее. Задрот — человек с крайне низкой социальной активностью, который заменяет общение с людьми, личные победы и какие-либо стремления игрой в игры. Такие люди мерятся виртуальными достижениями, уровнями и ачивками, большинство из которых ничего не значит. Онлайн-игры пропагандируют задротство, они привязывают к себе пользователя намертво, заставляя его отдавать большие деньги за сомнительные однообразные развлечения. Далеко не все онлайн-игры одинаковы и бессмысленны, например старинные Ultima и Fallout online, как и WOW, могут порадовать пользователя разнообразным геймлпеем, но это все равно капля в море. Почему я не люблю онлайн-игры и почему обычные синглы, качалка, велик и книжки — гораздо лучшее хобби для чувака?
1. Однообразие геймплея
За крайне редким исключением онлайн-игры пугающе однообразны. Ты убиваешь мобов, получаешь левел, из них изредка выпадает шмот, ты его поднимаешь, сравниваешь циферки со своими и предпринимаешь решение, брать или не брать. Иногда то же самое ты делаешь в компании других игроков. Придумывать стратегию по убийству очередного рейд-босса, конечно, весело, но весело это в первые… 50 раз, потом это одно сплошное однообразие. Какие-нибудь WOW вводят в геймплей разнообразные мини-игры, всякие акции и прочую лабуду. Там действительно интересно наблюдать за жизнью, выполнять квесты, но это редкий пример игры, которая потом все равно надоедает. А знаешь почему? Потому что весь интерес начинается этак с 50-го уровня, а в некоторых случаях с 60-го. Я не хочу столько ждать, чтобы было весело, я хочу весело прямо сейчас!
2. Отсутствие яркой художественной ценности
У того же World of Warcraft есть великолепные ролики, неплохой сюжет и персонажи, но все это осталось нам в наследство от стратегии. Синглплеерные игры держат сюжетом, персонажами и разным геймплеем, кроме того, в них есть важная особенность: они конечны. Какой бы долгой ни была игра, у нее всегда есть конец, а то и несколько разных концовок. Тебе покажут судьбу героев, городов и финальный ролик. В хорошей игре есть много качественных диалогов, интересных поворотов событий, ярких персонажей и в них реально не надоедает играть, потому что ты часто делаешь разное: воруешь, убиваешь, общаешься, торгуешься, договариваешься с другими персонажами, подкладываешь кому-то динамит, убегаешь от взрыва и делаешь еще много чего. В хорошей игре ты найдешь сюжет, возможность отыграть роль доброго парня или злого маньяка, а также тебя ждут отличные персонажи, диалоги, истории мира, художественных книг и все то, что имеет художественную ценность. Перед тобой никогда не встанет необходимость выбирать меньшее из двух зол. Именно по этой причине для меня онлайн-игры равносильны тетрисам или Angry Birds, развлекалово.
3. Это дорого
У меня есть знакомый Миша. В прошлом году на какую-то второсортную онлайн-игру он потратил 30 тысяч рублей. Если бы он потратил эти деньги на WOW или Lineage, я бы еще понял, но он купил персонажа 60-го уровня без шмота за 25 штук и купил ему шмота на 5 штук рублей. Для меня это настоящий удар: зачем тратить такие деньги на игры? Синглы хороши тем, что ты один раз купил игру на Steam или в магазине, купил, может быть, дополнение на нее, но не тратишься каждый месяц на подписку и отдельно на всякие приблуды. Стоит заметить, что все онлайн-игры можно разделить на две группы: в первой без доната (траты реальных денег на виртуальную валюту и шмот) можно всех выигрывать, во второй группе без доната ты можешь держаться лишь с ОГРОМНЫМ ТРУДОМ. К последней группе относятся чуть ли не все онлайн-игры на планшетники и телефоны и еще ряд известных проектов на серьезные платформы. Выкачивают деньги из тебя они довольно оригинально, по сути именно ты сам заставляешь себя потратить лишние пару рублей на виртуальную обувку, чтобы хоть как-то держаться против других игроков. Ты начинаешь играть, все вроде бы идет хорошо, но потом к тебе прибегает какой-то тупой школьник, который вызывает тебя на дуэль. И этот школьник тебя выигрывает, притом что он хреново играет, у него уровень меньше, чем у тебя, и вообще, он, блин, школьник! Единственное логичное объяснение: он донатит. Ты идешь в виртуальный магазин и осознаешь крайне неприятный факт: чтобы купить более крутую броню или доспехи, тебе придется очень долго убивать монстров или выполнять квесты. Зато точно такая же шмотка в магазине за реальные деньги стоит реальных русских 100 рублей. Так система побеждает тебя.
В честных играх с подпиской всегда возникает соблазн заплатить какому-нибудь торговцу виртуальной валютой пару лямов золотых компьютерных тугриков, хотя за это банят и отчаянно удаляют аккаунты. В идеале. Так система в очередной раз тебя ломает. Тебе кажется, что ты тратишь на свое хобби какие-то жалкие копейки, но тут наблюдается та же тенденция, что и с сигаретами. 60 рублей в день — это копейки, но если умножить их на количество дней в году, получается нехилая сумма. Оно тебе реально так нужно?
4. Крайне много времени уходит в никуда
Среди моих знакомых есть настоящий ветеран онлайн и сингл-игр. Его много раз приглашали на закрытые бета-тесты известных проектов, даже пару раз просили написать отчет по ошибкам за реальные деньги, уважаемый человек в своей среде. Если бы он еще не так основательно сидел на онлайн-играх, был бы еще лучше, потому что я видел бы его значительно чаще.
Из-за работы я могу видеть его только по пятницам. Но что у него в пятницу? В пятницу у него, сука, рейд. Как раз в семь часов, когда я добираюсь к нему. Однажды рейда у него не было, мы сидели пили пиво в компании, как ему неожиданно кто-то позвонил. Звонил гильдмастер, который, между прочим, живет в Астрахани. Что сделал наш герой? Встал, сказал собравшимся, что ему нужно на часок на собрание гильдии, и ушел играть в другую комнату. Нам, правда, поставил посмотреть «Большого Лебовски». И что я еще понял, чуваки: кроме меня никто не возмутился, все присутствующие, кроме некоторых девочек не в теме, посчитали это важным делом. А мне вот кажется, что пренебрегать друзьями ради тех, кого ты никогда в жизни не видел, как-то… неправильно?
Этот же чувак из-за своего хобби может играть до трех часов ночи, потом лечь спать на четыре часа, встать, одеться и пойти на работу, где он будет пребывать в мире снов. Кстати, у него есть девушка. Знаешь, почему они вместе? Потому что он ее тоже подсадил на Warcraft и они коротают вечера за рейдами. Кроме WOW, он играет еще в три или четыре игры, среди которых точно есть World of Tanks, Аллоды и еще что-то про космос и космические корабли. Этот чувак постоянно агитирует меня и общих знакомых играть, присылает новые предложения типа «Только до Нового года клиент за 200 рублей!» Почему он это делает? Потому что онлайн игры — тот же сетевой маркетинг: если он приведет своих друзей в игру, он получит месяц бесплатной игры. Вот такие пироги с виртуальными котятами.
Еще одна моя знакомая Маша провела отпуск крайне оригинально. Две недели (!), две недели, чувак, она провела за компьютером, крайне редко выходя из комнаты, чтобы покушать и погулять собаку. Маша играла в Lineage. Те, кому посчастливилось видеть ее в этот период, отмечали, что у Маши ужасно красные глаза, жуткие коричневые синяки под ними и странный взъерошенный видок. Возможно, Маша так реагировала на расставание с молодым человеком, а, возможно, она просто любила эту игру. Вроде бы сейчас она завязала.
5. Эксперимент Скиннера
Есть такой эксперимент, который называется «Коробка Скиннера». Заключается он в том, что крысу посадили в клетку с рычажком. Когда она случайно нажала лапой рычаг, из специального отсека выпал кусочек пищи. Крыса поняла, в чем суть, и стала часто жать на рычаг. Экспериментаторы решили усовершенствовать эксперимент и сделали так, что еда выпадала из отсека не всегда. Крыса начала жать на рычаг с удвоенной силой в надежде получить еду. Когда в коробку запустили голубя, он добавил к нажиму рычага еще и поворот головы, потому что однажды еда выпала, когда голубь повернул голову и нажал на рычаг. Это действие и голубю, и крысе никак не надоедало. Собственно, на этом эксперименте и построено большинство онлайн-игр. Я как-то читал интервью с одним геймдизайнером, довольно известным, который имел диплом психолога, он тоже говорил про «Коробку Скиннера».
Обычные хорошие игры типа Baldur’s Gate, Mass Effect, Fallout, Witcher, Planescape держат игрока сюжетом и желанием узнать, что будет дальше. Игрока держат мир, персонажи, желание узнавать историю мира, читать необязательные диалоги, проникаться атмосферой. В онлайн-играх игроков держит принцип Скиннера, который до эпохи развития онлайн-игр был успешно применен в отличной в принципе игре Diablo. Как работает этот принцип? Игрок постоянно совершает одно и то же действие (убивает монстров). Это действие всегда влечет за собой закономерную награду в лице нового уровня, шмоток, выпадающих из мобов, и новых способностей. Игрок точно знает, что награда будет всегда, нужно только постараться. В жизни такой радости, увы, нет. Ты можешь стараться сколько угодно, но будет ли награда, точно угадать нельзя. В мире виртуальных развлечений награда будет точно. Если тебе не достанется хорошая шмотка, достанутся деньги, достижения, уровни и разномастные плюшки. А достижениями еще и похвастаться можно, типа смотрите, я выполнил все квесты в Азерот! Да, ты крут, мужик!
К слову, автор любит Варкрафт, Азерот и дренеек.
Sorry, I don’t speak London: трудности перевода
Впрочем, все претензии с горем пополам можно свести к одной единственной — языковому барьеру. Если в команде есть русские, в девяти случаях из десяти они будут общаться на великом и могучем и тем самым доводить до белого каления ни черта не понимающих напарников. Справедливости ради заметим, что негативный имидж вообще характерен для любой этнической группы игроков, штурмующей чужой сервер со своим языком. В Латинской Америке, например, есть одиозные бразильерос , спамящие в испаноязычные чаты на своём португальском. Ну а в Европе есть мы.
Язык Шекспира, нравится вам это или нет, — международный и основной для большинства игровых зон с приставкой EU и US. Причём использовать его принято не из банального уважения к союзникам/соперникам, а по более прозаическим причинам. Лингвистическая неразбериха не способствует координации и превращает любую соревновательную игру в библейский Вавилон. Что известным образом сказывается на общих результатах. В той же League of Legends на примитивном английском без особых затруднений общаются шведы, поляки, чехи и даже венгерские семиклассники (личный опыт автора). Чем мы хуже?
В мировом рейтинге владения английским языком Россия находится на 39-м месте из 70 возможных, аккурат между Эквадором и Мексикой. Специалисты утверждают, что всему виной продолжительная культурная обособленность — полвека железного занавеса не прошли бесследно. Что характерно, средний возраст российского геймера колеблется в районе 34 лет — взрослело и училось это поколение уже после развала Советского Союза. А языков тем не менее не жалует — парадокс.
К слову, всех англоговорящих юзеров у нас по умолчанию принято записывать в американцы (буржуи, «пиндосы» или чего похуже). Особенно по этому поводу негодуют пользователи из Великобритании. Неудивительно, что слово russian в игровом комьюнити всё чаще синонимично обидному retard («умственно отсталый человек» — англ. сленг). Ну и призывы к сегрегации вроде «забаньте их уже по территориальному признаку» тоже можно понять. А ведь большинство тайтлов не требуют от геймера каких-то фундаментальных языковых знаний. Казалось бы, выучил десяток нужных терминов и не отсвечиваешь. Но это явно не в нашем стиле.
9 причин, почему школьники ненавидят физкультуру
Современные дети мало двигаются. Всё чаще сидят в телефонах и прогуливают физру. Надо что-то делать! У наших новых блогеров, Дарьи и Марии Копыловых, есть предложение: создайте нормальные условия для занятий спортом в школах. Чтобы было интересно и комфортно всем.
У нас было очень активное детство: бассейн и фитнесс-клуб, зимой — коньки, летом — подвижные игры на даче. Но уроки физкультуры нам никогда не нравились. Почему?
1. Козёл, канат, кувырки и другие ужасы
Осенью и весной на физре мы бегали так, будто мы должны побить рекорды Усейна Болта, зимой — ставили лыжные подвиги. В перерывах играли в спортивные игры или лупили мячи об стенку. Но самым ужасным было не это. Примерно с конца осени начиналась так называемая гимнастика, одним из элементов которой были прыжки через козла.
Прыгать через этот «любимый всеми» снаряд мы должны были без подготовки. Видимо, подразумевалось, что мы тренируемся делать это дома. Каждый день. Конечно, многие ученики отбивали себе все коленки и пятки (в лучшем случае), некоторые просто падали вместе с козлом, получая серьезные травмы. К нашему сожалению, сам снаряд оставался невредимым, несмотря на изрядный возраст.
Второе «любимое» упражнение — канат. Занятие заключалось в том, что надо было с первого раза проползти на канате на оценку. У кого-то получилось. У большинства — нет. Каждый год мы пытались доползти до верха, пока канаты просто не лопнули. К счастью, в тот момент на них никто не висел.
А ещё кувырки! Самый важный навык, приобретенный в школе. Вперёд и назад кувыркаться должны были все. Зачем? Кто знает.
2. Осенние и весенние марафоны
Два раза, осенью и весной, мы ни с того ни с сего бежали марафон. И нет, никакой подготовки к нему не было. Почему-то считалось, что 2 км вокруг школы бегом — это нормально, можно обойтись без подготовки. Да, специальной площадки у нас не было, поэтому марафон превращался в полосу препятствий: то лужу оббежать, то в яму не свалиться.
3. Готовь лыжи летом, а терпение — зимой
Во многих школах зимой вместо обычного занятия физкультурой ставят «сдвоенный» урок лыжной подготовки. Правда, самих лыж очень часто в школах нет. У нас тем ученикам, которым не посчастливилось приобрести «амуницию», предлагалась прекрасная альтернатива — бег в сапогах по льду на холоде. Но если вы сорвали джекпот и сумели купить лыжи, будьте готовы, что после двух уроков кардиотренировки на морозе, вам придется идти на контрольную по математике.
4. Неравный бой в спортивных играх
Когда «гимнастика», уличные бега и лыжи заканчивались (или ещё не начинались), мы играли в спортивные игры. Вернее, в одну игру. Волейбол.
Разбивались на команды так: капитаны в лице самых сильных учеников набирали себе игроков. Конечно же, за умелых игроков шла чуть ли не драка, ну а самые слабые (мы, например) оставались в конце. В итоге в каждой команде оказывались как высокие, сильные парни, способные кинуть мяч с силой быка и скоростью реактивного самолета, так и люди, которым этот мяч снится в страшных снах.
5. Нормативы
Одним из пережитков советских времен, безусловно, являются нормативы. Они одинаковы каждый год: прыжок в длину, челночный бег, метание мяча. Если ты никогда в жизни не подтягивался, но в нормативе прописано, что к этому возрасту ты уже должен подтягиваться 20 раз, изволь сделать. И снова: готовиться к зачёту на уроках не надо.
Вообще, никто никогда не задумывается, насколько это глупая система. Представьте, что на олимпиаде медали давали тем, кто покажет не свой результат, а выполнит определенный норматив, установленный когда-нибудь во времена первых игр в Древней Греции.
6. Разминка
Мельница, наклоны, вращение тазом — эти упражнения знакомы практически каждому российскому школьнику. Сам факт наличия разминки важен. Но учителя физкультуры не очень любят проводить разминку сами, поручая эту работу кому-то из класса. Можно даже на оценку. И вот ученик выходит показывать, как надо делать упражнения. За процессом выполнения никто не наблюдает, а значит, и в разминке смысла нет (ведь неправильная техника не только не помогает, но может быть даже опасной).
7. Инвентарь
Часто его просто не хватает. Но даже если его достаточно, то его редко используют по назначению. Столы для игры в теннис, тренажеры и обручи почти всегда стоят без дела. Проще же встать в круг и играть в «горячую картошку» простым волейбольным мячом, чем попытаться придумать интересный урок для всех. Как-то нашей школе подарили тренажеры для занятий, но они благополучно отстояли в одном из хламохранилищ, даже нераспакованные.
8. Раздевалки
Наша раздевалка — это тесное помещение с одной-двумя лавками и несколькими крючками. Места на всех не хватает, поэтому, если ты не успел занять жалкий кусочек лавки, приходится переодеваться навесу, а вещи складывать на пол. В раздевалках часто нет света, дверь не закрывается. Приходится спасаться фонариками на телефоне или просить кого-нибудь из освобожденных подержать дверь. Однажды кто-то и вовсе пробил стену между мужской и женской раздевалками. Долгое время дыру закрывал обычный мат, который держался на добром слове.
Наличие душевых в зале — формальное, мы никогда даже не видели эти кабинки. Обычно там хранится какой-то хлам. Поэтому возможности помыться после занятий нет. Все мокрые, грязные и потные отправлялись после какого-нибудь кросса сразу на другие уроки.
9. В тесноте, да не в обиде
В школе у нас было два зала: маленький и большой. Маленький почти всегда был занят началкой. Ну а в большом ютились все остальные. Очень часто занятия у нас проходили параллельно с другим классом из-за нехватки места (или неудачного планирования уроков?). В итоге мы либо бегали вокруг своей половины зала, либо играли в волейбол с теми счастливчиками, у которых урок был в одно время с нами. Повезло, если класс был младше, ну а если нет — то вставай в поединок против амбала-старшеклассника.
Когда места для занятий совсем не хватало, представители начальной школы отправлялись в ссылку в зал хореографии, где в принципе не было спортивного снаряжения, или же в большой зал приводили три класса одновременно.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото на обложке: Shutterstock / Denis Kabelev
ПризрОк как символ спокойствия
В заключение я хотела бы рассказать об одном примечательном случае, произошедшем у нас в середине лета. Дочка Катя, большая любительница заварных пирожных, перешедшая во второй класс, как бы между прочим подбросила нам записку. Надо сказать, дочь вовсю испытала на своей шкуре педагогическое равнодушие своей мамы. Говоря так, я не лукавлю – в суммарном круговороте кружков рекомендуемая «домашка» выполнялась у нас в спешке, за час до сна.
«Если вы завтра до вечера не купите Кате заварное, то в 9 вечера к вам придет призрОк», – было написано там. Потом последовало устное пояснение – призрак будет действительно страшен и не пощадит никого.
Нет, ревнители прав ребенка могут спать спокойно: пирожные, как и другие сладости, в нашей семье – не редкость. Просто в тот конкретный момент была «чудовищная» пауза в три дня. Поэтому, если кто-то захочет обратиться в органы опеки, то посоветую ему сделать это в связи с нарушением прав зубов, обитающих в ротовой полости нашего ребенка.
В итоге пирожное мы так и забыли купить, а «призрок» к нам так и не явился. Но что заставило меня реально успокоиться, так это уровень знания русского языка. Увидеть в письменах ребенка, пусть даже в этой единственной фразе, всего одну ошибку – мне хотелось плакать от радости! Я не всегда успевала проверять знания даже самых элементарных правил, пройденных по русскому языку. А тут вдруг поняла, что какой-то порог в приобщении к грамотности уже преодолен.
Вот он, символический знак, подсказывающий мне, что пора уже чуть расслабиться! Пора не столько донимать ребенка проверками, правилами и зубрежкой, сколько верить в него и просто заряжать хорошим настроением!
Вот он – самый хороший старт для начала учебного года. Это родитель, который не раздражен на весь мир, не ноющий о том, что наступает «унылая пора». Это родитель, верящий в успех ребенка и убежденный, что надо просто быть рядом.
Ребенку грустно одному идти по школьной тропе, временами пытаясь предугадать, что еще напишет в чате о его ученической судьбе «княгиня Марья Алексевна» из родительского комитета. Но и нам тоскливо сидеть в мессенджерах и брюзжать. Значит, надо идти вместе. И наполнять совместный путь радостью.
И ребенок, полагаю, это оценит. А сколько рассказов из летнего списка литературы прочтено или сколько задач на повторение решено – дело уже десятое.
За что дети ненавидят школу?
В глаза школьники ни за что не признаются в своих проблемах. «Школа – лучшие годы в моей жизни!», — трогательно пускают слезу на последнем звонке выпускники. Зато в сети молодые люди не стесняются в выражениях и поливают грязью обидчиков-одноклассников, несправедливых учителей, равнодушных к их проблемам родителей.
Доведенных до ручки учеников раздражают даже булочки в столовой
Иногда причины для ненависти кажутся смешными и необоснованными, а порой волосы встают дыбом от того, через какие годы мучений и страданий проходят некоторые. «Это были годы ада. В среднем звене унижали и избивали одноклассники, потом объявили бойкот. Просто потому, что я была не такая – хорошо училась, интересовалась не мальчиками и дискотеками, а живописью», — рассказывает за кружкой чая подруга Тамара. Она закончила школу 15 лет назад, но до сих пор с ужасом вспоминает школьные годы: «Учителя закрывали глаза на постоянные пинки и плевки в мою сторону, родителям было некогда, отмахивались – разбирайся сама, не ребенок. А я была ребенком! Ребенком, черт возьми!».
Обидчики за соседней партой
Есть в сети специальные сайты для жалобщиков. Те, кому плохо на душе и хочется высказаться, делятся переживаниями с другими форумчанами. «Для кого посещение школы — счастливое время, для кого-то — серединка на половинку, для кого-то — мука. Лично для меня — хуже ада, — пишет девочка по имени Ольга. — Серьезные проблемы начались уже во втором классе. Тогда-то меня начали обзывать жирной, бить по голове и ни во что не ставить. Для девок нашего «продвинутого» класса я стала изгоем (коим и сейчас являюсь, хотя класс уже совсем другой). Главным обидчиком второго класса стал один киргизский мальчик. Мог просто подойти и ударить меня по голове. А в третьем классе очень любили тыкать карандашом в глаз и ржать. В этот отрезок времени я себя не чувствовала ни девочкой, ни человеком».
Если посмотреть внимательно на жалобы школьников, для многих агрессивно настроенные одноклассники – основная причина для ненависти. Журналистка портала Life Анастасия Тихомирнова так вспоминает школьные годы: «До сих пор я периодически просыпаюсь ночью в холодном поту: мне снится один и тот же сон, где я оказываюсь в школе. Мою сменную обувь выкидывали в унитаз, ломали игрушки из шкафчика, рвали тетради, зажимали на лестнице. И учительница за меня, конечно, не заступалась. Поэтому я делала это сама. Самое яркое воспоминание из первого класса — это то, что я бью мальчика санками по спине, а потом другого макаю головой в унитаз вслед за своими желтыми босоножками. Нет, я не была толстухой, не носила очки, не была неформалом, не была избалованной, или из богатой семьи, или, наоборот, из очень бедной. Ничего такого. Просто я их не устраивала. Я им претила своим существованием».
От учителя в том числе зависит, какие отношения сложатся в классе, будут ли ученики доброжелательно относиться к школе и к друг другу
Пугают ЕГЭ
В соцсетях школьники создают специальные группы, где высказывают свои недовольства и без цензуры выплескивают все, что накипело. «У детей в школе пустые глаза. Они просто зомби, которые боятся, что они написали тест неправильно, или что училка заметит, что он не сделал домашнее задание и т.д. Они живут в страхе. Это и есть система образования — загнать всех детей в ужас и страх? — пишет школьница Вика Хвостикова. — Все без исключения учителя пугают детей экзаменами. Сейчас для этого появилось ЕГЭ. Дети реально боятся, они готовы часы напролет учить алгебру и русский, чтобы сдать ЕГЭ, чтобы не стать изгоем. Учителя не считают учеников за людей. Они думают, что дети должны быть бесформенной массой с одними увлечениями, желаниями, очень вежливыми и правильными. И каждый выход за рамки «нормальности» учителя воспринимают агрессивно, жестоко и воинственно, и готовы это пресечь, чего бы это им ни стоило».
«Жутко обидно осознавать, что одиннадцать лет моей жизни были потрачены на этот ад. Школа испортила мне детство и юность, наградила кучей комплексов и чудовищно занизила самооценку, — жалуется закончившая школу семь лет назад Ася Совушкина. — Наша система образования лишь калечит нестандартных и думающих людей. Я искренне завидую тем людям, которые с теплотой в душе вспоминают о школьном периоде»
Ненавистные булочки
Порой даже еда в столовой становится причиной для ненависти. «В нашей школе были булочки на любой вкус: с маком, корицей, изюмом, булочка с булочкой, булочка с булочкой в булочке. А кульминация заключалась в том, что все это тесто было практически нечем запить. Были либо стаканы с холодным чаем и каким-то самопальным соком, которые стояли чуть ли не на проходе (прикиньте на секунду, сколько пыли туда попадало за одну перемену), либо какой-то мажорный сок. А в те нищебродские времена мне на день давали немного. Вот и выбирай: либо сожри две, надоевшие за 11 лет еще сильнее, чем сама школа, булочки, либо выпей 100 миллилитров сока. Те, кто не ленился, бегали на переменах в соседнюю школу, чтобы поесть в их столовой. Тамошний рацион был расширен чуть более съедобными блюдами — хот-догами, пиццей и прочим фастфудом», — рассказывает парень под ником hasteg.
Деревенских любят больше
На форумах школьники выясняют – почему такая ненависть и вражда лишь в городских школах, престижных гимназиях, а не в сельских? И приходят к выводу – чем проще люди, тем меньше причин для ругани как со сверстниками, так и с учителями. «Для меня моя деревенская школа — поэзия, а все остальное — проза. И сейчас тоже ученики любят нашу школу. Там весело, много мероприятий. Мои учителя никогда не повышали голос. А став учителем, я пришла в городскую школу и очень удивилась, услышав крики на детей. В городе дети тоже не мед. Но деревенские душевнее, добрее», – считает педагог Зиля Рамазанова.
«Я так люблю парней! Особенно одиннадцатиклассников!», — пишут школьницы на форумах
«Сначала я школу просто терпеть не могла, но потом сказала сама себе, что если буду дальше ненавидеть, то ничего хорошего из этого не выйдет и решила полюбить ее за те знания, которые она мне дает», – совсем по-взрослому размышляет Надежда К. из Новосибирска.
Любят за мальчиков, ненавидят за химию
На сайте под названием Любовь и ненависть не только жалуются, но и выставляют плюсы и минусы. В итоге людей, которые любят школу, по анонимному опросу оказалось 249 человек. Тех, кто проголосовал за ненавистную школу – 518, вдвое больше.
На вопрос: «Почему вы ненавидите школу?» отвечают в основном кратко. «Потому что вставать рано – отстой», «На уроках скука зеленая. Сосед по парте — дебил», «Мой парень недавно бросил меня из-за школы», «Учителя – просто изверги, они делают из детей неврастеников», «Моральный концлагерь, где пытаются давить на личность и лезть в твое сознание», «В 8 утра придешь, еще спишь на ходу, а тут тебя и обрадуют: у нас сейчас контрольная по химии!». В то же время оптимисты называют и плюсы: «Потому что отвлекает от всякой дряни — жить веселей», «На переменах общаешься, прикалываешься. А если скучно на уроке, что, кстати, бывает достаточно редко, просто сиди в отключке, не слушай и смотри на девчонок», «Там классная тусовка, много парней. А я так люблю парней! Особенно одиннадцатиклассников!».
Почему все ненавидят «попсовые» игры, но продолжают в них играть
Из каждого «утюга» вещают о какой-то новой игре. Fortnite, PUBG… Казалось бы — ещё год назад о них никто не знал, а сегодня, кого ни спроси, все презирают. Но популярность игр и не думает спадать. Как такое возможно?
1. Популярность как причина ненависти
На самом деле, иногда раздражение вызывает именно сама популярность. Особенно когда эта популярность поддерживается за счёт… Скажем так… Не самой взрослой аудитории, ещё не научившейся себя сдержанно вести. Причём, это касается как обсуждения игры в интернете, так и самой игры, если она сетевая. Какая-нибудь Call Of Duty, к примеру, предполагает использование голосового чата — он значительно повышает эффективность в командных сражениях. Однако вместо конструктивных диалогов о тактике боя чаще всего можно услышать, как тоненькие голоса обсуждают чьих-то мамок, причём, нередко нецензурными словами.
Есть такая проблема
2. Ничего не понятно и никто не объясняет
Другой яркий пример — Minecraft. В этой игре не так-то легко разобраться (в особенности — понять, что нужно или можно делать), и новички ищут информацию, как водится, в интернете. И что они там находят? Многочисленные несвязные видео, озвученные 5-летними детьми на самый дешёвый в мире микрофон. И ладно, если в ролике «Как приручить лошадь?» действительно покажут ответ на этот вопрос, где-нибудь на девятой минуте из десяти. Скорее всего, ролик просто оборвётся на самом неожиданном моменте.
3. Игры одинаковы. На первый взгляд
Сначала было модно ненавидеть PUBG. Потом весь жанр «королевская битва». Но внезапно появившаяся сильно позже PUBG игра Fortnite Battle Royale перетянула одеяло ненависти на себя. Многие новички, по одному разу запустившие PUBG и Fortnite, так и не смогли понять — чем же отличаются эти игры, ну кроме графики. А тут ещё и множество анонсов новых игр в жанре Battle Royale. Может возникнуть ощущение, что у игроделов попросту закончилась фантазия и они делают одно и то же, подглядывая друг у друга все идеи.
Нет, игры не одинаковы
Что ж, такая мысль не так уж далека от истины, разве что, причина не в отсутствии фантазии, а в том, что…
4. Хорошие игры не так уж хорошо продаются
Давайте уж прямо: делать игры — это бизнес. Никто не делает крупные ААА-игры просто ради удовольствия, а «душевная индюшатина» подвергается критике ещё чаще. Если выгоднее выпускать одинаковые (ну почти) игры и встраивать туда микротранзакции — то многие издатели так и будут поступать. Тем более, какая у них альтернатива? Цены на ААА-проекты многие игроки называют завышенными и считают, что такие цены дают полное право на пиратство. Но ладно ещё ААА-игры, даже инди за 300 рублей многим внезапно оказываются не по карману.
Будьте готовы к компромиссу
Причём, люди приходят скачивать игру бесплатно с торрентов и ещё пишут, что им разработчики чего-то не сделали — то русификации, то графики «как в Crysis». Мало того, что игру бесплатно скачали, так ещё и недовольны остались. Знаете, тут у самых замотивированных художников-геймдизайнеров руки опустятся.
5. Люди боятся всего нового
Игры развиваются и, что самое «ужасное», появляются новые тренды и новые игры. Можно до старости умиляться, какими крутыми были первые два Fallout, но они ведь никуда не исчезли, в них по-прежнему можно играть, а новые игры всё-таки нужны. И если все они будут как две капли воды похожи на старые Fallout — то в чём смысл?
Зачем играть во что-то новое, ведь правда?
Автор этой статьи, например, в качестве эксперимента стал выкладывать в интернет свои видео по Minecraft. Озвученные спокойным взрослым голосом, с конструктивными мыслями. И многие комментаторы признались, что ранее обходили игру стороной, а тут, посмотрев видео, решили попробовать — и им даже понравилось. Оказывается, они ненавидели ту игру, в которую даже не играли. И раздражала их не сама игра, а тот самый «хайп» вокруг неё, ну и ещё малолетняя аудитория.
6. Вы часто проигрываете
А вот сейчас кому-то может стать немножко больно. Легко начать ненавидеть игру, в которой ты постоянно проигрываешь. Это касается как сетевых игр (Fortnite и PUBG тут как нельзя лучше подходят), так и одиночных — вроде той же Dark Souls, сам факт прохождения которой уже многое говорит о силе воли игрока. Особенно обидно, когда после проигрыша тебя в голосовом чате высмеивают те самые школьники, которые и таблицу умножения до сих пор не выучили и жизни не видели.
Добро пожаловать в сетевые шутеры
Однако проигрыш — плохая причина ненавидеть. То, что игра не даётся сразу, это же хорошо, разве нет? Пока одиночные игры становятся всё проще, настоящее испытание по-прежнему поджидает в онлайне — поджидает тех, кто готов его принять. Тем, кто не готов, остаётся лишь тихо (или громко?) ненавидеть более успешных игроков.
7. Так принято в интернете
Главное заблуждение — мерять популярность какого-то мнения по отзывам в интернете. Это, в данном случае, касается обеих сторон — и тех, кто играет, и тех, кто пишет гневные отзывы. Возьмите любое популярное видео (не важно даже — об игре или нет) — обратите внимание на количество просмотров, количество лайков-дизлайков, и количество комментариев. Как правило, последнее составляет около 1% от первого. Согласитесь, судить о чём бы то ни было по 1% мнений — некорректно. Тем более, и среди этих комментариев будут совершенно разные — подчас прямо противоположные. Даже лайки в этом смысле более показательны, хотя и их редко бывает выше 20% от количества просмотров.
То же можно сказать об отзывах в магазинах игр — например, в Steam. Там доля написавших отзыв и даже просто поставивших оценку может быть ещё ниже.
А за что вообще ненавидеть игры?
Как мы уже выяснили, единого ответа на вопрос нет — он зависит от игры. Но давайте не будем уподобляться невеждам, ведь, на самом деле, многие игры действительно есть за что ненавидеть. Например, тот же PUBG — за жуткие лаги, неоправданно высокие требования к производительности, дисбаланс в игровом процессе, и нежелание разработчиков всё это менять. Поначалу игра затягивает своей идеей, но рано или поздно технические проблемы окончательно всё портят, и игроки уходят в Fortnite.
Графика — не главное?
Fortnite уже можно ненавидеть за то, что строительство до сих пор не могут вывести в отдельный режим. Ну или придумать режим без строительства. Вместо этого игроков пичкают сезонами и новыми «танцами», от которых школьники просто в восторге. Или где, например, новые карты? Так и будем на одной и той же играть, пока в жанре не появится новый лидер?
Call Of Duty достоин ненависти за тот самый дефицит идей. С момента выхода Black Ops II (2012 год) ничего настолько же приличного так и не вышло. А сейчас нас и вовсе ждёт упор на сетевые режимы (с юнцами в чате). Где нормальный сингл? Где военная драма, которая и сделала серию столь известной?
Помянем сингл
Overwatch вызывает раздражение из-за маскарада. Да, игра, с одной стороны, грамотно развивает идеи Team Fortress, однако сколько можно плодить нелепых персонажей только ради того, чтобы геймеры не забывали об игре? Это, впрочем, проблема ещё и любого файтинга.
Overwatch сегодня
Но почему игры популярны несмотря на ненависть?
И всё равно получается, как в анекдоте про ёжиков и кактус. Игры ненавидят, но в них играют. Иногда даже те же самые люди. Почему?
Если вы заметили, кроме Minecraft все упомянутые игры имеют сетевой режим. На сегодняшний день именно онлайн является тем, что удерживает игроков в одной игре долгое время. Раньше (во времена тех же Fallout) игры долго жили благодаря многократному их прохождению, однако сегодня уже всё по-другому — и не в последнюю очередь потому, что игры стали доступнее. Даже если у геймера дома есть только одна игровая консоль (или только ПК) — ему всё равно всегда будет во что поиграть, а большинство одиночных игр так и останутся не пройденными.
Поэтому тут два фактора. С одной стороны, издатели понимают, что удерживать геймеров нужно онлайном — и они активнее всего рекламируют эти режимы, постоянно обновляя игру и громко крича о каждом обновлении. Та же GTA V жива уже 5 лет — и до сих пор в неё играют многие. Но не в сюжетный режим, а в GTA Online.
Второй момент — в онлайне действительно интереснее. Выше сложность, т.к. играешь против живых людей, которые с каждой игрой становятся опытнее. Больше различных событий — та же Sea Of Thieves, которую поначалу многие обругали за недостаток контента, до сих пор собирает немало онлайн-игроков, которые прекрасно понимают, зачем зашли в игру: не ради контента, а ради историй, которые непредсказуемо рождаются благодаря столкновениям с реальными и незнакомыми игроками (последнее тоже важно — создать целый флот из одних только друзей нельзя).
И даже сезоны в Fortnite меняют не только внешний вид карты, но и добавляют что-то в геймплей, меняют привычки игроков.
Получается замкнутый круг. Чтобы стать успешным в онлайн-игре — нужно много играть. Если много играешь и тебе нравится, то продолжаешь — особенно когда стал опытным и научился выигрывать. А чтобы не надоедало однообразие — разработчики «кормят» обновлениями, подчас даже нелепыми и ненужными, но свою функцию (удержание игроков) выполняющими.
А ненависть — это то, на что в данном случае издателям смысла обращать и нет, если только цифры «живого» онлайна высокие. Мало ли кто там что пишет в интернете.
Везде ли так?
Учиться, конечно, не просто, но в силах взрослых правильно поставить процесс обучения, заинтересовать маленького ученика самим процессом получения знаний. Кто-то скажет, что это невозможно, что школа это всегда принуждение. И часто, такое мнение можно услышать от людей так или иначе связанном с нашим образованием.
Хочу сказать таким людям, что они ошибаются!
Есть примеры совершенно иного подхода к школьному образованию. И далеко за ними ходить не надо. Посмотрите на ближайшего нашего соседа — Финляндию.
* так выглядит небольшая сельская школа в Финляндии
А это еще одна, но уже большая, городская школа.
* у финских школ нет заборов, ЕГЭ и ФГОС
Исходя из психологии маленького человека, которому каждое утро приходится покидать дом — место, где все привычно, знакомо и безопасно, путь до школы и обратно — это совсем не то, что поход в зоопарк или развлекательный центр. Если второй вариант предполагает веселое приключение и возможность активно в нем поучаствовать, то первый — это все-таки обязанность, в какие бы солидно звучащие слова она не облекалась.
А само пребывание в учебном заведении в продолжение 5-8 или более часов, необходимость следовать заведенным в нем правилам и нормам тягостно не только младшим школьникам, но и старшим.
Школа — это не то место, где в любое время можно повисеть вниз головой на перекладине без помощи рук, громко крикнуть, выразить свое неудовольствие в самых решительных выражениях.
Школа — это дисциплина и необходимость длительное время пребывать в состоянии почти полной неподвижности. А это никак не может понравиться даже при всей своей абсолютной необходимости.
Это два основных аргумента ненависти к школе, фундамент каждого из которых состоит из более мелких камушков-поводов. Вот они, эти «камушки».
Подъем по звонку
Необходимость каждое утро покидать теплую постель, когда сон особенно сладок, и выходить на улицу в дождь, снег, грязь, совершив перед этим множество не приносящих удовольствия действий:
- уборку кровати;
- умывание;
- прием пищи еще не разогретым никакой деятельностью организмом и потому практически безвкусной.
Страх неизвестности
С самого момента открытия входной двери квартиры школьника поджидает неизвестность: встретится ли ему в подъезде драчун с этажа ниже или неприятная соседка затеет разговор, который обязательно закончится нотацией — настроение ни от того, ни от другого не поднимется.
Унынье от поездки
Перспектива несколько десятков минут провести в транспорте общего пользования. В месте, полном невыспавшихся, раздраженных различными неприятностями или же уставших от своей долгой жизни людей. Все это удручает и заставляет с тоской оглядываться на заднее стекло автобуса.
Вдвойне тяжкий груз
Поход по улице с ранцем либо с рюкзаком, доверху наполненным различными атрибутами школьного быта, много времени не отнимает. Но когда настроение и так «на нуле», рюкзак кажется неподъемно-тяжелым.
Встречи пугающие и неожиданные
Толкаться у гардеробной, где можно не только сдать верхнюю одежду, но и остаться без телефона и без карманных денег — занятие также не из приятных. И чреватое встречами гораздо более устрашающими, чем со сварливой соседкой по площадке, ибо гардеробной не миновать никак, как и посещения туалета.
Неприятное соседство
Неприязнь к соседу по парте именно ввиду невозможности без уважительной причины поменять соседство, продолжающееся уже много лет. Сосед по парте может быть неприятен как внешне, так и вызывать внутреннее напряжение своей болтливостью, глупостью, либо уже одним необъяснимым для разума фактом своего длительного существования рядом.
Эмоции и стрессы на уроке
Не меньшее напряжение психики вызывает и сам процесс урока:
- страх быть вызванным к доске, когда не знаешь ответа;
- досада, что не спросили, когда знаешь.
Нет интереса к предмету
Некоторые преподаваемые предметы не нравятся либо потому что «не даются», либо вызывают недоумение самим своим существованием и уверенность, что «это мне в жизни никак пригодиться не может».
Отношение к учителю
Трения во взаимоотношениях способны возникнуть не только между учениками, но и между учениками и преподавателями. Это может быть неосторожно оброненное учителем слово, вызвавшее дружный смех в адрес ответившего невпопад. Часто это отсутствие в учителе должной уверенности в поведении, явственно ощутимое классом и его неформальными лидерами, приводящее к различным инцидентам.
Давление авторитета
Неформальные лидеры класса и школы вносят несомненный вклад в дело воспитания подрастающего поколения. Вклад негативный, но без этого существенного фактора не обходится жизнь ни одного самого маленького коллектива.
Когда сравнение не в твою пользу
Разница в одежде, обуви, даже в авторучках, которыми пишут школьники, не говоря уже об автомобилях, на которых подвозят в школу детей из богатых семей — один из самых веских поводов ненавидеть школу юным представителям небогатых слоев населения.
Неважно, каков вес и объем каждого из камней-аргументов, составляющих фундамент неприязни к походам в школу и пребывания в ней. Они — часть существования как самого человеческого общества, так и его внутренней сути. И в таком сложном деле, как воспитание и обучение детей, не принимать их во внимание нельзя.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.